1. Уникальность Крыма для туризма по горным тропам
Дорожная сеть начала складываться в Крыму около 2.5 тысяч лет назад. Это значительно отличает его от других регионов бывшего Советского Союза. В их большинстве дороги возникли в средние века, а затем постепенно улучшались и превратились в асфальтовые шоссе.
В Крыму в античные времена, с начала железного века (8 век до нашей эры), кочевые племена киммерийцев и скифов формировали свою сеть, а торговые и военные экспедиции греков-колонистов - свою.
Вся дальнейшая история полуострова (за исключением времен советской изоляции) по-прежнему определялась цивилизациями Средиземноморья (Рим, Византия, Венецианская и Генуэзская республики, Оттоманская Порта) и евразийскими культурами (сарматы, гото-аланы, Хазарский каганат, Золотая орда, Русь и другие).
Крым был не только провинцией самых разных империй, но и землей, на которой сформировалось немало государственных образований. Каждая эпоха создавала свою транспортную сеть, и каждая из них оставила нам заброшенные участки дорог в безлюдных, первозданно чистых, живописных местах, с обилием природных и исторических достопримечательностей.
В первые века нашей эры римляне проложили через горы военную дорогу (Via Militare), связавшую их гарнизоны в крепости Харакс (ниже Ласточкиного Гнезда, Большая Ялта) и бухте Символов (нынешняя Балаклава). Считается, что именно эту бухту описал Гомер в "Одиссее", рассказывая о Лестригонах.
Обращаясь к руинам Советской империи, мы обнаруживаем многокилометровые заброшенные взлетно-посадочные полосы для космических челноков, асфальтовые серпантины известняковых карьеров (на их циклопических амфитеатрах сейчас снимаются форумы инопланетян), лабиринты подземных штолен, бескрайние полигоны, где можно устраивать гонки на дрезинах-мишенях, и прочие "затерянные миры". Во многих случаях к ним можно попасть только на горном велосипеде.
Горный Крым на протяжении всего Средневековья имел более значительную, чем сейчас, плотность населения и высокую товарность сельского хозяйства и ремесел. В те времена сложилась разветвленная сеть вьючных троп, большая часть которых затем утратила экономический смысл и так и не была освоена для строительства шоссе.
Чтобы понять главный смысл крымского туризма на горном велосипеде и вообще путешествий без асфальта (офф-роад), достаточно взглянуть на карту. От Севастополя через Бахчисарай, Симферополь и Старый Крым к Феодосии протянулись три гряды Крымских гор.
Каждая из них имеет обрывистый южный склон и очень пологий северный. Строго говоря, это не горы, а приподнятый край Скифской плиты (юга Русской равнины), под южную кромку которой пододвигается плита Черного моря.
При катании всегда есть простой выбор - короткий и тяжелый подъем с юга и потом приятный и безопасный спуск на север, или спокойный подъем с севера и бешеный спуск на юг.
Главная гряда - самая южная и самая высокая, ее плоские вершины, покрытые луговыми степями, подняты в среднем на тысячу метров, склоны покрыты тенистыми лесами. Внутренняя гряда со знаменитыми пещерными городами и Внешняя гряда - образуют живописное Предгорье с широким межгрядовым понижением. По этому понижению проложена железная дорога от Симферополя к Севастополю и шоссе от Севастополя до Феодосии.
ВНИМАНИЕ: такой маршрут наиболее часто упоминается в интернет-запросах, но он опасен как по экологическим условиям, так и по напряженности дорожного движения. Самыми неприятными ветрами в Крыму являются северо-восточные (несущие холод Сибири) и западные (влажные циклоны Атлантики). В широком межгрядовом понижении от Севастополя до Феодосии, они, не встречая никаких препятствий, разгоняются до огромных скоростей и могут буквально сдувать велосипед с шоссе.
Для горного велосипеда идеально подходят вьючные тропы средних веков в обширном пространстве между Главной грядой (Яйлой) и Внутренней грядой. Они соединяли пещерные города и приморские крепости (за перевалами Яйлы) густой сетью. В те времена постоянные набеги кочевников делали опасным передвижение на безлесных просторах севернее Внутренней гряды.
Из этой сети сейчас заасфальтированы только дороги вдоль речных долин, но большинство из них не транзитные и упираются в заповедные леса, переходя в охотничьи тропы (например, верховье реки Бодрак). Транзитные дороги через перевалы Яйлы отличаются невысокой транспортной насыщенностью, но чрезвычайно живописны. Поэтому они включены в наши маршруты (однако набор высоты предусмотрен на автотранспорте).
На Южном берегу Крыма мы пользуемся той же древней сетью вьючных дорог, которая проходит прямо над берегом моря. Сейчас она образует аллеи уникальных парков памятников садово-паркового искусства 19 века (Карабахский, Утес-Карасанский, Массандровский, Ливадийский, Алупкинский и другие); участки старого южнобережного шоссе; набережные; так называемую "нижнюю дорогу" западнее Ялты. В чистом виде вьючная тропа сохранилась на территории заповедника Мыс Мартьян между Никитой и Ай-Данилем.
Таким образом, наши маршруты для горного велосипеда позволяют посетить недоступные для массовой публики, прибывающей на автобусах, места. От передвижения пешком или на лошадях наши маршруты отличаются динамичным темпом, полным общением с природой (только приятные звуки и запахи) и комфортным отдыхом.
2. Рекомендации по проведению маршрутов
В Крыму горный велотуризм возможен любой сложности и для любого возраста - от 8 и до 80 лет. Но не на любом велосипеде. Поэтому маршрут следует подстраховать опытными веломеханиками, работающими именно с велосипедами МТВ:
Симферополь (Крымский велоклуб - Детский парк, Клуб Экс-Вело - центр, Велоцентр - велотрек у Центрального рынка)
Ялта (магазин Мегаспорт на Набережной)
Алушта (КСС)
Севастополь (КСС, клуб "Муссон)
Бахчисарай (КСС)
Даже нескольких минут достаточно для того, чтобы безнадежно испортить любой велосипед из-за неверной отладки механизмов или ошибок при катании.
Туристов надо предупредить, что:
1. трогание с места идет на средних или пониженных передачах (подготовленные к прокату велосипеды должны быть установлены на малую звездочку шатунов);
2. во время движения преимущественно вверх впереди цепь находится на малой звездочке, сзади на 1, 2, 3 больших звездочках. При движении преимущественно вниз цепь впереди находится на большой звездочке, сзади на 5, 6 малых. 7-й и выше звездочками туристам лучше не пользоваться: цепь должна быть хорошо натянута, чтобы не болталась, да есть вероятность при неумелом обращении с велосипедом, что она будет цеплять за раму или соскочит. При средних уклонах - передняя средняя звездочка и 3, 4, 5 передачи. Это избавляет цепь от перекосов и гарантирует ее долгую работу и гладкий ход велосипеда. Переключение передач - только по одному делению и с полным оборотом педалей. После того, как цепь ляжет на новые звездочки, надо избавиться от трения цепи о края звездочек (посторонние звуки) легким перемещением переключателей туда-сюда. При подъеме вверх надо заранее сбросит цепь на малую переднюю звездочку, переключать переднюю передачу под нагрузкой нельзя. В крайнем случае надо повернуть в сторону или в низ и переключиться на малую переднюю звездочку без нагрузки;
8. при любом постороннем шуме, вибрации, трении, каких-то странностях с управлением, туристы должны прекратить движение и обратиться к инструктору; новые велосипеды, а также велосипеды, на которых редко катаются, потребует регулировки тормозов и переключателей скоростей из-за растяжения тросиков - это нормально, и об этом надо предупредить туристов;
9. в любом случае после первых 10 минут движения на маршруте делается технический привал для дополнительной подгонки велосипедов.
10. все привалы и остановки делаются только после набора высоты, чтобы движение продолжать вниз. На затяжных подъемах туристы могут отдыхать и раньше, но всегда лицом к долине. Ощущение превосходства, одоления подъема и красивый вид всегда дают силы и уверенность.
Работа тормозами. Состояние тормозов проверяется на месте - отсутствие трения колодок об обода при отпущенных тормозах, мягкое действие передних тормозов, быстрое и жесткое действие задних тормозов. На спокойных длительных спусках работают слегка задним тормозом, на крутых спусках занос велосипеда от заднего тормоза выправляют работой переднего тормоза. Ни в коем случае нельзя вначале жать на передний тормоз (велосипедист летит через руль).
Работа корпусом. Техника катания на горном велосипеде делает акцент не на скорость и обтекаемость, а на моментальное реагирование на сложности рельефа. Повороты и прыжки выполняются всем телом, быстро и мягко. На лесных тропах препятствия могут быть вверху (ветви) и внизу (камни, рытвины, коряги) одновременно. Посадка тела резко отличается от спортивного велосипеда и обеспечивает дальний обзор, возможность пружинить руками (локти расставлены в стороны), быстро нагибать голову в случае опасности сверху.
При длительных спусках по грунтовкам, седло опущено так, чтобы корпус и бедра нависали над задним колесом.
При подъеме по грунту не применяется так называемая техника "балерины" (вставать над седлом и тянутся вверх можно только по асфальту). Плечи подтягиваются вверх насколько можно, но и седло не остается без нагрузки, чтобы заднее колесо не прокручивалось на щебне.
Положение ног на спусках:
· на гладкой дороге одна из ног поочередно отдыхает (насколько это возможно, распрямляете ее, опирая на педаль внизу, на седле можно сесть слегка косо только на одну ягодицу - такой метод отдыха на коне практиковали воины Чингиз-хана); на серпантинах, чтобы гладко войти в поворот, корпус наклоняется к центру круга, в эту же сторону опускается педаль и может выставляться локоть;
· на сложной дороге обе ноги опираются на педали в среднем (самом высоком для дорожного просвета) положении, колени поджаты к раме велосипеда, тело балансирует над седлом, при любом препятствии на дороге привставая. Для гладкого вхождения в поворот ступни также опираются на педали в среднем положении, весь корпус наклоняется к центру поворота, а колено дополнительно выставляется к центру, можно выставить и локоть. Локтем и коленом можно "вытянуть" себя к откосу лесной дороги, если ее центр в рытвинах или щебне.
· ВНИМАНИЕ: щебень наиболее опасен на спусках, так как делает велосипед совершенно неуправляемым, шины теряют сцепление с твердой поверхностью. Такие участки надо объезжать по траве, скальному монолиту или утрамбованному закатанному грунту.
Прыжки через мелкие препятствия (рытвины, ветви). По возможности рытвины и камни объезжают. Через коряги, ветви и поперечные рытвины надо прыгать, мягко и быстро подрывая руль и свой корпус вверх. Достаточно перебросить переднее колесо, заднее пройдет по инерции. Нельзя проходить препятствия на косую, только в лоб (перпендикулярно).
Нужны 2 инструктора (ведущий и замыкающий, оба со средствами связи) на группу из 6-10 туристов. Ведущим целесообразно ставить стажера, у замыкающего должны быть аптечка и ремонтный набор. На каждой контрольной точке маршрута (обычно это видовая площадка для фотографирования и экскурсионного рассказа) вся группа должна собираться в полном составе. Наиболее сильные участники группы могут получать дополнительную нагрузку и удовольствие от техничного катания на склонах, плотинах прудов, оврагах, буграх и прочем.
Чтобы туристы получали от маршрута настоящее удовольствие, надо личные вещи, снаряжение для ночлега (а также, например, для скалолазания, дайвинга, пейнтбола и т.п.), ремонтный набор везти по маршруту на автомобиле - просто забрасывать от одной стоянки до другой.
Наша база в Тау-Бодрак, Бахчисарай, Ялта, Гурзуф, Алушта, Старый Крым, Коктебель, Казантип (с.Мысовое), Керчь позволяют проводить многодневные радиальные маршруты без перемещения вещей.
Небольшая личная аптечка должна быть у каждого туриста. А также фляга с водой, перчатки, шлем, защитные очки, для сложных маршрутов - наколенники и щитки на голень, налокотники и перчатки. Для техничного катания (дан-хилл, дерт-джампинг, слалом) еще и налокотники, панцирная защита груди, плечей, спины и шлем фул-фэйс.
Естественно, далеко не всем нужны в Крыму вело-прыжки над пропастью. Условно разделим туристов на четыре группы: 1) начинающие, 2) продвинутые любители (фитнес), 3) спортсмены, 4) сдвинутые (экстрим).
"Вьючно-рюкзачную" категорию мы не рассматриваем как клиентов (напомним, что вы читаете материал для велопроводников радиальных маршрутов).
Для начинающих можно посоветовать в условиях Ялты, например, прогулку по Царской тропе от Ливадийского парка до Гаспры. На протяжении 6.5 км она почти горизонтальна. В Алуште это маршрут к Утесу. В Симферополе это катание на археологическом заповеднике Неаполь-скифский, а также маршрут вокруг Симферопольского водохранилища (полный круг около 15 км). От нашей базы в Тау-Бодрак это маршрут вверх по долине речки к Крымскому заповеднику.
Сразу уточним, что пока не изучены возможности всех прибывших на маршрут туристов - они все считаются начинающими. По примеру альпийских горнолыжных курортов все туристы для допуска на трассу определенной сложности проходят тесты (испытания). Небольшие участки, позволяющие проверить уровень и спортивного, и экстрим-катания, есть на каждом из маршрутов, которые мы предлагаем для начинающих.
Опытный инструктор в течение одной-двух недель может сделать для начинающих доступным катание по вьючным тропам Южного берега и Юго-западного Крыма, а также по грунтовым дорогам на Яйлах, на Тарханкуте и на Керченском полуострове.
Для спортсменов и продвинутых будут доступными (при серьезной инструкторской работе) дороги и тропы всех районов велотуризма Крыма. Например, подъем и спуск по дороге (но не по тропе!) на Мангуп (583 м). Подъем с севера на плато Караби (высоты 900-1000 м) и спуск мимо горы Каратау к селу Генеральское. Тропа Голицына в Новом Свете под Судаком (не в летний сезон!).
Для техничного катания можно рекомендовать трассу мотокросса и трассы дерт-джампинга у Алушты. Для подъема и спуска - нижнюю (лесную) часть тропы от Ангарского перевала (758 м) через Грушевую поляну к Ангар-буруну (1360 м).
Для сдвинутых так же (а может и в большей мере?) необходим инструктор, квалификация которого позволит найти для них, действительно, нечто экстремальное. Например, катание в катакомбах или пещерах, скальный триал, снежные восхождения или головокружительные (карколомные, говоря державной мовой) спуски с перепадами высот до 1.5 тысяч метров на один-два десятка километров трассы.
Примерами трасс для серьезных вело-мужчин (женщинам я бы просто не рекомендовал попадать в эту категорию) можно считать полную трассу (подъем + спуск) от Ангарского перевала (758 м) до вершины Чатыр-дага - пика Эклизи-бурун (1527 м); спуск по тропе с Мангупа (подъем там просто не реален); подъем с севера от Симферополя на гору Демерджи (1356 м) и затем спуск мимо Долины Приведений к морю; подъем на плато Ай-Петри (1234 м), а затем спуск - здесь возможны множество вариантов и в сторону моря, и к Большому каньона Крыма (высоты от 500 м над уровнем моря).
Для байк-клаймбинга во всей его необузданной мощи идеально (в полном духовном и языческом смысле этого слова) подходит Шайтан-Мердвень (Чертова Лестница), к ней ведет Календская тропа от села Подгорное у Байдарских ворот.
Замечательной особенностью Крыма является возможность дозировать и усложнять нагрузки до любой степени практически на всех маршрутах. Наши трассы в Предгорье или в южнобережных парках могут усложняться участками скал и крутыми склонами. Возвращение на уже знакомые участки позволит намного эффективнее использовать инерцию, точную работу корпуса, режим педалирования и передач, ставить перед собой более сложные задачи и получать большее удовольствие.
3. Методика построения экскурсионного рассказа
На горные велосипедные маршруты прибывают образованные индивидуалисты, которые ни в коем случае (а тем более за свои деньги) не будут слушать стандартные экскурсионные тексты в составе случайной группы, как это делается в музеях или на турбазах.
Работа с туристом должна основываться на знакомстве с ним и, прежде всего, с его знаниями о Крыме и туристическом опыте вообще. Например, Крым по сравнению со странами Средиземноморья обладает лучшей (на русский вкус) растительностью. Жители Санкт-Петербурга могут быть равнодушны к южнобережным дворцам и паркам, но преклоняются перед пещерными городами. Тема космоса и советской военной техники интересна для иностранцев, ну и так далее. На самом деле здесь нет стандартов, поскольку байкеры - народ не стандартный.
В описании маршрутов тексты можно использовать с каждым конкретным туристом лишь на 10%. Задача инструктора знать все 100%, но выбрать для туриста именно то, что ему будет интересно. Надо опираться на знания и личный опыт туриста, позволять туристу активно участвовать в экскурсии вопросами, личными наблюдениями и суждениями.
Каждый из туристов в группе имеет свою "информационную" емкость и свой стиль катания. "Лосям", приехавшим много и опасно кататься, надо дать для этого дополнительную возможность на каждой видовой точке. На наших маршрутов мы называем так контрольные точки, где должна собраться группа в полном составе. Здесь ведется фото и видеосъемка, экскурсионный рассказ, решаются технические и медицинские проблемы. "Философам" можно дать очень много возможностей и послушать вас, и выговориться самим, проходя маршрут замыкающей парой и беседуя на ходу.
Обед и ужин также является важной частью экскурсии. Его надо вести во французском стиле, 1.5-2 часа, беседуя о крымской кухне с ее многонациональными составляющими, этнической истории, винах, фруктах, лекарственных растениях, однако избегая проблемных тем и резких суждений. За ужином лучше всего обсуждать и планы на следующий день, а также дать возможность туристам еще раз испытать удовольствие от себя родных, обговаривая лучшие достижения и впечатления прошедшего дня.